Выберите материал, который заинтересует ваших студентов. В то время как классики, такие как Моби Дик , невероятно важны с исторической точки зрения, есть много ценной литературы. Произведения могут быть слишком длинными, скучными, и, казалось бы, неуместными, чтобы долго удерживать интерес ваших студентов. Вместо этого, выберите более короткие или более современные работы, или работы, которыми, как вы знаете, ваши студенты будут наслаждаться.

  • Ищите литературные или учебные материалы в неожиданных местах: даже роман «Зомби-Апокалипсис», «Зона 1» Колсона Уайтхеда затрагивают сложные и важные темы, которые прекрасно дополняют классику, вроде «In Our Time» Хемингуэя, оставаясь актуальными для современной аудитории.

Выбирайте разумные объемы домашних заданий. Хотя это может показаться хорошим, когда ваши студенты читают длинный роман в течение недели, но все же может быть неразумной надеждой. Ваши студенты могут не закончить чтение и бегло прочитать его, взамен прочитают краткое изложение, или не будут читать вообще. Поощряйте своих студентов, чтобы закончить свою домашнюю работу и выполнить ее хорошо, назначив только разумные объемы работы.

  • Краткие рассказы - отличные составляющие способов определения крайне необходимого материала для чтения. И только потому, что там меньший объем для чтения, не означает, что ваши студенты не могут научиться ключевым понятиям. Найдите рассказы, иллюстрирующие то, что вы обсуждаете со своими учениками, и используйте их, чтобы занять своих студентов.
  • Давайте домашние задания, которые помогают студентам понять материал. Попросите учащихся написать короткий ответ на задание по чтению, в том числе его интерпретацию или вопросы по чтению материала. Эти задания должны заставить студентов мыслить критически и вдумываться в важные вопросы, или сделайте связи между темами урока.

    • Не назначайте бесполезной работы. Задания, которые скучные и утомительные, не помогают студентам осмыслить и понять свои уроки, и их раздражает делать что-то и постепенно меняться. Будьте осторожны в том, чтобы назначать только те задания, которые помогут вашим студентам учиться.
  • Сосредоточьтесь на понимании общей картины. Хотя важно, чтобы ваши студенты учили много новых слов и понимали мельчайшие детали текста, но это не то, что они собираются вынести из вашего урока. Сосредоточьтесь на общем понимании ими темы, которую вы преподаете. Внушите им большую значимость того, что они изучают, и как это может помочь им в жизни где-то в другом месте. Научите их, как учиться, а не простым фактам. Это поможет им выйти с вашего урока с более прочным пониманием и благоприятным отзывом на эту тему.

  • Упорядочите свои уроки, чтобы сделать их слаженными. Вместо того, чтобы прыгать с темы на тему как угодно, упорядочите свои уроки в хронологическом порядке или тематически. Свяжите различные темы вместе с своими дискуссиями, чтобы ваши студенты понимали, как каждая тема связана. Помогите им установить связи и предлагайте рассматривать свои идеи в различных контекстах. "Какую связь Уитмену с природой нужно установить: Теннисона или Хемингуэя?". Насколько они одинаковые или разные, и почему?

    • Упорядочение своих уроков в хронологическом порядке может сделать переход от одной темы к другой естественной - имеет смысл изучать писателей 18 века перед писателями 19-го века. Также учитывайте упорядочение тем тематически, так что вы будете изучать развитие темы или идеи по нескольким текстам.
  • Советы американских коллег или как стать хорошим учителем.

    Я работаю учителем английского языка в сельской школе уже 23 года. Мне нравится моя профессия, нравится заниматься иностранным языком. Особенно приятно, что количество желающих стать учителем иностранного языка среди учащихся нашей школы из года в год увеличивается. Наверное, в этом есть и моя заслуга.

    Давно известно, что английский язык в современном мире занимает ведущее место, и жизнь заставляет нас учить иностранный язык. Очень хотелось побывать в англо говорящей стране, реально понять, можешь ли ты общаться в чужой стране, на каком уровне твой иностранный язык.

    Мне посчастливилось в 2000 году как участнику программы “Бизнес для России”- общественные связи посетить Соединенные штаты Америки.

    Цель моего визита – обучение иностранным языкам за рубежом. Мне было интересно узнать, как учат там, какие применяют формы работы, какие требования предъявляются к учащимся и вообще, какой он американский учитель.

    От всего увиденного мною за 5 недель осталось чувство удивления и уважения. Я побывала в Нью-Йорке, Цинциннате, Джексоне, Виксбурге, Новом Орлеане…

    Я присутствовала на занятиях в государственном Университете Джексона, в частной школе, в компьютерном колледже. Я имела возможность рассказать студентам университета о традициях России. Я присутствовала на уроках, где преподавали учителя из разных стран – Мэй Чи из Японии, Карлос Дэй из США, Тинья из Бразилии, Оксана из Ташкента. Преподавателей зовут только по именам. Посетив многие уроки, я сделала вывод, что мы преподаватели иностранного языка, имеем много общего в преподавании нашего предмета. Урок идет строго на языке! Прослушивание записи, вопросы по прослушанному тексту, отработка фонетики, лексики, составление диалогов, чтение текста по ролям. На протяжении всего урока учитель находится в движении; подбадривает ученика, хвалит его, восхищается, даже хлопает его по плечу, хотя ответы учащихся не всегда были без ошибок. Одним словом, создавалась дружелюбная рабочая обстановка. Я не видела ни одного хмурого лица среди преподавателей. Всегда доброжелательная улыбка, интеллигентность, привлекательность.

    Мне показался интересным тот факт, что студенты разных стран имели некоторые затруднения в произношении на английском языке. Например, city произносят , без [i]. Студенты Испании, бразильцы совсем не говорят окончание ing в конце слова, вместо говорят и т.д.

    Посещая Hind Community College, мне была предоставлена возможность побеседовать с преподавателями этого учебного заведения Nell Ann Piekett и Ann H. Laster (на фото вверху). Эти женщины также являются авторами некоторых учебных пособий по техническим дисциплинам. Мы обсудили многие проблемы образования, они с интересом слушали, как мы обучаем детей английскому языку, какие требования предъявляем к учащимся начальных классов, к старшеклассникам. Два часа отведенные нам для беседы, пролетели очень быстро. А когда вопросы касались темы “ отцы и дети”, здесь у нас оказалось тоже много общего. Они также переживают за будущее своих детей, за распространение наркотиков, им совсем не хочется отправлять сыновей на войну, они также как и мы хотят спокойной старости.

    И так, как же проходит урок в американской школе?

    Урок начинается с гимна страны, рука учащегося лежит на сердце. Флаг США можно увидеть повсюду: на государственных учреждениях и на частных домах. Мне довелось видеть флаг даже в спальной комнате в одном частном доме. Надо отдать должное, американцы любят свою страну.

    Вот их основные ценности:

    1. индивидуализм,
    2. патриотизм,
    3. честность, позитивизм,
    4. чувство времени (педсовет, совещание оплачивается дополнительно)
    5. игнорирование внешнего мира (Америка – прежде всего!)

    В школах работает до 70% женщин, 80% белых, 7% афро-американцев. Учитель приходит на занятия в 7:15, дети в 7:45, перерыв на ланч 40 – 45минут. Обязательным на уроке должно быть чтение про себя минут 15, расписание уроков меняется через день, для учителя в расписании не более одного “окна”. Для укрепления дисциплины среди учащихся ведется тетрадь для опоздавших, если есть 5-6 замечаний, учащегося могут исключить из школы на 1 день. У учителя обычно 5-6 уроков, но не 7 и не 4. Если учитель хорошо исполняет свои обязанности, ему дополнительно оплачивается 20 долларов. Учитель решает сам, оставит он их школе или пополнит свой бюджет, Надо сказать, профессия учителя в США не высокооплачиваемая. Зарплата учителей точных наук выше, чем у гуманитариев. Социальная защита учителя зависит от того, в каком штате он живет. В Миссисипи, например, летом нет отпускных, оплата только за проработанное время. Я была на практике в июле, в университете шли обычные занятия.

    Мне хотелось бы познакомить своих коллег с “советами для хорошего учителя”. С ними Вас знакомит администрация школы при поступлении на работу. Я считаю, что здесь есть много хороших советов, которые я взяла для своей педагогической деятельности.

    1. По доброму относитесь к учащемуся, не обсуждайте с ним один на один вопросы на темы морали, политики и религии.
    2. Разговаривайте на правильном английском языке, как в классе, так и на улице.
    3. Помогайте учащимся достичь знания путем практических примеров из жизни, Не читайте им нотации. Никогда не давайте уроки одной грамматики, формальных правил.
    4. Ведите уроки в форме беседы (т.е. вопросы и ответы).
    5. Во время беседы с учеником дайте ему возможность вести беседу в процентном отношении 50% - он; 50% - вы.
    6. Делайте одно дело, не беритесь за несколько сразу.
    7. Никогда не задавайте вопросов, предполагая, что на него будет трудно ученику ответить.
    8. Никогда не заставляйте ученика читать или делать упражнение, если он усвоил плохо устно.
    9. Никогда не спрашивайте ученика: “Ты понял?”. Лучше протестируйте его знания через вопросы.
    10. Избегайте монотонности в вопросах и ответах.
    11. Разговаривайте с учащимися на равных как с достойными собеседниками.
    12. Никогда не прерывайте ответ учащегося.
    13. Никогда не говорите: “Я не знаю” Лучше скажите” Давайте закончим на этом” или “Поговорим об этом на следующем уроке”. Дайте себе возможность найти ответы на все вопросы студентов.
    14. Гордитесь своей профессией, будьте профессионалом.

    Я также обратила внимание, что пишут учителя на доске маркерами. Написанное легко стирается, в углу классной комнаты находится приспособление для заточки карандашей.

    Во время обучения у меня была возможность приобрести книги, словари, различные учебные постеры для оформления кабинета в школе.

    Расходы на покупку в сумме 100 долларов возместила организация, которая нас принимала. Все что я увидела и узнала, я стараюсь применять на уроках по теме “Welcome to America!”.

    Русская пословица гласит: “Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать”. Я увидела и очень рада, что мои впечатления, мои знания по страноведению США разнообразили уроки, сделали их более интересными, яркими. Много фотографий, видеофильм, масса впечатлений, адреса друзей – все это надолго останется в моей памяти.

    Многие учителя наивно полагают, что звонок на урок – это момент, когда ученики должны усесться, успокоиться, замолчать и приготовиться внимать своему гуру. Может быть, так это и должно быть, однако добиться подобного эффекта практически никогда не получается. Как правило, ученики даже после звонка еще пару минут шумят. Хотите с этим бороться? Пожалуйста, но в этом случае вам лучше сразу уволиться из школы, потому что вы станете для учеников врагом. Никогда не пытайтесь заставить детей замолчать в начале урока! Даже если у вас это получится, вы не сможете установить хороших отношений между вами и классом. Неужели вам нечем больше заняться? Заполните документацию, откройте окно и проветрите помещение. Через минуту у детей так или иначе сработает понимание того, что вообще-то они на уроке и они переведут свое внимание с собственных дел на вас.

    Я бы рекомендовал сразу избавиться от иллюзии, что вы способны научить абсолютно всех детей в классе английскому языку. Вы не научите даже большинство. Не потому, что вы плохой учитель, а просто такова реальность. Вы можете спорить с этим тезисом, но вспомните свои классы. Факт – успешны только немногие. Чтобы не распылять драгоценное время и не тратить энергию, работайте только с теми, кто способен и настроен работать. Тех, кто не рвется к английскому языку, пересадите на задние парты. Пусть просто слушают. Им и этого будет достаточно. На законную троечку они что-то усвоят.

    Дети больше будут вас слушаться и уважать, если вы не только будете рассказывать им всякие правила, но еще и выдавать какую-нибудь страноведческую информацию. Учитель, который знает не только свой предмет, но также многое вокруг предмета, всегда на высоте! Например, проходя тему “Деньги”, вы не только учите детей употреблять слово dollar, но также упоминаете столь интересный факт, что любой доллар, выпущенный даже сто лет назад является законным платежным средством и до сих пор. Если вы мало что знаете о мире, то это минус вам как учителю. Работайте над собой.

    Во время урока говорите преимущественно на английском языке. Разумеется, ваши ученики не знают всех слов, которые вы употребляете речи. Однако, скоро они будут понимать вас по интуиции. Языковая догадка и интуиция – замечательная штука, которой дети должны овладеть в первую очередь. Ведь в реальной жизни они не будут знать всех слов и правил, поэтому им придется вслушиваться догадываться. Здесь многое зависит от вашей языковой компетенции. Владеете ли вы английским языком на таком уровне, чтобы свободно говорить на нем? Если нет, то опять же работайте на собой.

    Избегайте собственных долгих монологов. Нет ничего скучнее, чем слушать и слушать, что говорит учитель. Чем меньше вы говорите, тем лучше. Дайте возможность говорить детям. В конце концов, учатся они, а не вы. И их самая основная цель – научиться говорить на английском языке. Даже если вас просят повторно объяснить какое-нибудь правило, не делайте это сами. Наверняка у вас в классе найдется толковый ребенок, который сможет объяснить своему менее сообразительному товарищу неясные моменты. Попросите сильного ученика о помощи.

    Не давайте уроку застревать. Например, в случае тех же непонятных моментов ученики могут мучить и мучить вас фразой “мы не понимаем”. Не зацикливайтесь на повторном объяснении слишком долго. Во-первых, ученики специально могут провоцировать вас на многократное объяснение одного и того же, чтобы затянуть урок и расслабиться. Во-вторых, даже если кто-то действительно не отличается особой сообразительностью, то это не должно мешать нормальному течению всего урока. Возможно, вам придется пожертвовать личным временем и уделить пару минут своему не особо способному ученику после урока либо в какой-либо следующий день. Да и вообще может получиться так, что все непонятные моменты прояснятся в дальнейшем ходе урока, например, при выполнении упражнений.

    Перестаньте жаловаться на то, что вы не можете найти хорошие учебники. Их нет, и это еще один факт. Просто вы должны понять, что учебники – это не основной элемент урока, и они не должны учить. Учить должен учитель, т.е. вы. Учебник – это всего лишь один из инструментов, который вы можете использовать.

    Самое главное – старайтесь подводить каждый урок к какому-либо результату. Т.е. в конце каждого урока ученики должны чувствовать, что урок прошел е зря: они выучили новые слова, научились употреблять какое-нибудь правило и т.п. Не планируйте слишком много результатов. Смотрите на вещи реалистично. Пусть итог будет скромным, но он будет настоящим. Если из урока в урок вы ничего не получаете, то скоро получите негативную реакцию от детей. Они первые вам скажут, что ваши уроки, пардон, фигня.

    Алексей Ермаков

    Алиса Резникова

    Руководитель школы иностранных языков, преподаватель, автор программы изучения разговорного английского и французского за три месяца.

    Вы взяли себя в руки и в очередной раз решили выучить английский язык. Вы в поисках педагога, и в глазах рябит от изобилия вариантов. Вам обещают репетитора с многолетним стажем и тремя образованиями, моментальные результаты, королевское произношение, подготовку к кембриджским экзаменам и обучение вашей ручной собачки. Перед вами первая сложность - выбор преподавателя. Впрочем, если на этом этапе принять правильное решение, эта же сложность станет и последней на пути к долгожданному понятному английскому.

    На что же обратить внимание при выборе специалиста? Перед вами 11 основных аспектов.

    1. Образование

    Международные дипломы и сертификаты действительно подтверждают отличный уровень владения современным английским, а вот диплом лингвиста зачастую может быть тревожным звоночком. Важно понять, интересуется ли преподаватель развитием языка или он ограничен тем, что было изучено по учебнику много лет назад.

    Помните, как в школе вас учили говорить we shall для передачи будущего времени? В современном английском эта форма давно считается устаревшей и практически не используется. К сожалению, с преподаванием английского во многих вузах ситуация аналогична той, что сложилась в школах.

    В то же время, если у вашего преподавателя есть психолого-педагогическое образование, это может оказаться ощутимым преимуществом, так как педагог будет лучше чувствовать особенности вашего восприятия и сможет найти к вам подход, независимо от личных симпатий.

    2. Опыт работы

    Ни один диплом не может гарантировать того, что педагог будет слышать ваши вопросы, чутко адаптировать свои материалы и оперативно находить решения нестандартных проблем, которые могут возникнуть в ходе обучения. Это приходит с практикой. Кроме того, только опытный педагог сможет определить, что именно мешает вам на пути к освоению языка, и подобрать материалы, точно отвечающие вашим целям.

    Даже если вы выбираете преподавателя, для которого английский - родной язык, его опыт работы всё ещё остаётся одним из важнейших критериев. Особенно сейчас, когда любой носитель языка может начать преподавать просто потому, что это востребовано на рынке образования. А ведь человеку, мыслящему с вами на одном языке, гораздо легче понять ваши проблемы и предложить способы их решения. Попробуйте сами придумать, как бы вы объяснили иностранцу, изучающему русский, произношение звука [ы]? А тот факт, что в почти идентичных фразах «Я иду из офиса» и «Я иду с работы» нужны разные предлоги?

    Носитель языка всегда использует его правила интуитивно, не задумываясь о том, как они на самом деле работают. Помните об этом, когда вам покажется, что полностью англоязычный курс с иностранцем - это простое решение всех проблем.

    3. Честность и профессионализм


    giphy.com

    Не стоит отказываться от преподавателя, который на один из ваших вопросов ответил: «Не знаю». Ведь и своим родным языком вы не владеете в совершенстве. Знаком ли вам смысл этих исконно русских слов: рундук, скарб, орарь? Вряд ли. Но эти пробелы в знаниях, скорее, являются вашими возможностями для роста и наверняка не мешают вам свободно общаться, работать, получать образование на русском языке.

    Важная поправка: хороший педагог никогда не оставит вас один на один с проблемой и после его «не знаю» обязательно последует «я уточню информацию и отвечу вам в следующий раз».

    4. Вовлечённость

    Любой популярный язык в современном мире изменяется молниеносно. Ещё 15 лет назад мы недоумевали бы, услышав фразы вроде «Вышли на мыло» или «Кинь денег на мобильник». Теперь же они норма нашей повседневной жизни.

    С английским ситуация обстоит даже интереснее. Благодаря тому, что это язык международного общения, он изменяется ещё более стремительно. Каждый год в английском языке появляется около 4 тысяч ! Причём изменения происходят так быстро, что российская школа не всегда успевает за ними: до сих пор на уроках английского можно встретить использование слова supper для обозначения ужина, хотя в реальности его уже давно вытеснил dinner.

    Преподаватель может отлично владеть английским, но, если он не влюблён в этот язык, он сможет обучить вас только тому, что написано в учебниках, а не живому языку, с которым вы столкнётесь по окончании занятий. Спросите потенциального педагога о новых тенденциях в лексике или грамматике. И будьте уверены, если преподаватель не просто выучил язык когда-то, а действительно живёт им каждый день, ему будет что вам рассказать.

    5. Программа обучения

    Очевидно, что обещания из серии «выучи английский, пока спишь» мало соответствуют реальности. Если бы и был универсальный метод, работающий легко, быстро и для всех, весь мир уже давно говорил бы по-английски.

    Суть в том, что идеального метода не существует, зато всегда есть метод, который будет подходить именно вам.

    Согласитесь, было бы бесполезно учить ужа плавать брассом. Однако ужи отлично плавают, несмотря на свои «недостатки» в виде отсутствия лап. Ровно так же дела обстоят с английским: научиться общаться может любой человек, несмотря на свои «недостатки» в виде персональных особенностей восприятия информации. Ваша задача - найти преподавателя, готового адаптировать свой курс под вас, а не убеждающего вас в необходимости идти чётко по общей структуре.

    6. Специализация

    В английском языке очень популярна поговорка «Jack of all trades, master of none», которая описывает человека, берущегося за всё, но не являющегося мастером ни в чём. Очень часто в своих объявлениях преподаватели указывают, что могут подготовить вас и к ЕГЭ, и к международным экзаменам, и ко вступительным в медицинский вуз, и к командировке, и к туристической поездке в ЮАР.

    Да, действительно, во всех этих случаях вам понадобится один язык - английский. Но разница может быть существенной, причём как в терминологии, так и в грамматике. Если у педагога в резюме указан такой разброс программ, обязательно уточните, преподаёт он все эти специальности сам или сотрудничает с другими преподавателями. Если он работает один, поинтересуйтесь его опытом именно в вашей целевой сфере.

    7. Цена

    Стоимость занятий английским может варьироваться от 5 до 225 долларов за академический час. Как ни парадоксально, совсем не факт, что дорогостоящие занятия приведут вас к желаемой цели. Основным критерием для вас должна стать не сама стоимость обучения, а соотношение цены и качества. Вряд ли вам хочется учить английский много лет, пусть это и будут занятия всего по 5 долларов.

    8. Сроки

    Этот критерий очень часто не указывается в объявлениях преподавателей по простой причине: они не готовы брать на себя ответственность за ваш результат. Скорее всего, на вопрос о сроках обучения вам ответят, что всё очень индивидуально, ведь у всех разная обучаемость. Это действительно так, но фокус в том, что ваша обучаемость станет очевидна для хорошего преподавателя за первые 2–4 встречи. Поэтому идеально, если на вопрос о длительности курса педагог называет приблизительные сроки и указывает, что точные цифры сможет сообщить вам примерно через неделю занятий.

    9. Результаты

    Неуверенный в своих силах преподаватель будет уходить от обсуждения ваших результатов в пространные размышления о том, насколько сильно они будут зависеть от вас, от частоты занятий и от положения Луны в третьем доме. Опытный же педагог лаконично представит вам возможные варианты развития событий: какие усилия и за какой срок смогут привести к тем или иным результатам.giphy.com

    Хороший педагог не будет заставлять вас краснеть от незнания простых вещей - вместо этого он сделает их для вас таковыми. Не смотреть свысока, быть понятным и доходчивым - норма общения такого преподавателя.

    11. Любовь и ненависть

    Насколько важно, чтобы вас привлекала и вдохновляла личность педагога, ровно настолько же не важно, чтобы вам было легко и приятно на занятиях с этим педагогом. Истинный учитель не будет стараться понравиться вам, не будет следовать вашим прихотям. Он будет делать ровно то, что поможет вам прийти к выбранной цели. В процессе вам могут быть непонятны его мотивы, вас может раздражать его придирчивость. Но надо всем этим вы посмеётесь вместе, когда к концу курса будете по-английски обсуждать, как начинались ваши занятия.

    Сложно преувеличить важность осознанного выбора педагога для эффективного изучения иностранного языка. Ведь именно здесь, в самом начале пути, решается, потратите ли вы свои ресурсы впустую, упав в собственных глазах и затаив обиды на учителя, или влюбитесь в язык, достигнете намеченного уровня и с помощью нового мощного инструмента в ваших руках добьётесь целей, о которых раньше только мечтали.

    Ожидание от учеников идеального поведения и успеваемости. Ожидание от родителей беспрекословного доверия и внимания к словам учителя

    Принятие любых детских проделок и неуспеваемости на свой счет, чрезмерное переживание об успехах на работе

    Если бы у врачей по поводу каждого рецидива болезни и летального исхода были непосильные душевные муки, они бы не смогли работать и не смогли бы приносить пользу тем, у кого есть надежда на выздоровление. Нужно принять как данность, что человек не властен над силами природы и не может излечить неизлечимого больного. Конечно, трудно пережить неуспех операции и жестокость жизни. Но сколько людей страдают от своих вредных привычек: алкоголизм, пьянство, наркомания, несоблюдение техники безопасности — за все это не может отвечать врач, которому доставили больного. Так и учитель не может полностью отвечать за успехи и поведение своих учеников: у детей есть родители, которые несут за них ответственность. И, если для родителей плохая успеваемость и прогулы их ребенка норма, то учитель часто ничего не может сделать. И не нужно «убиваться» за обычные, «рабочие» моменты: носить эти переживания домой, нагнетать их, считать себя неудачником, считать, что учительство — не ваше и т.п. Богу богово, работе — рабочие моменты. Нужно отделить себя лично от работы. И не нужно принимать как личное оскорбление или обиду, например, невыученный ребенком урок или «хитрость» о том, что он забыл дома тетрадь, сломался лифт и вообще он опоздал, потому что переводил бабушку через дорогу.

    Можно привести лошадь на водопой, но невозможно заставить ее пить.

    Панибратство или слишком жесткий, авторитарный стиль общения и преподавания

    Подчас, ища дешевой популярности среди учеников, начинающие учителя общаются с детьми на равных, используют слэнг, не самые «педагогические» темы общения, позволяют некоторые вольности детей по отношению к учителю, разрешают такие же вольности на уроке: хождение по классу, выкрикивания, свободное посещение, свободное ведение записей и т.д. В этих «вольностях» самих по себе криминала нет, но в совокупности часто это приводит к тому, что дети перестают уважать учителя, считая его слабым и неопытным. Вернее, поначалу это имеет положительный эффект: устанавливаются отношения с детьми, начинается работа, но потом дети чувствуют себя все свободнее и раскованнее, и в итоге «садятся на голову». Часто это приводит к плохой дисциплине и полному неуважению к учителю.

    Вне зависимости от разницы в возрасте, учитель должен понимать, что он на уроке — главный, он — ведущий, он — ответственный и от него ожидают определенного стиля поведения. Если вы хотите добиться успехов в работе с классом, вы должны четко определить и дать понять детям, кто главный и каковы правила игры. Пусть правила установили вы вместе, но правила должны быть. И вы должны обращать внимание на нарушение правил и сами должны их соблюдать.

    Вторая крайность: излишняя жесткость, моральное давление на детей и полное отсутствие личных отношений и даже намека на них. То ли из-за боязни первого варианта, то ли в силу своих предрасположенностей, многие начинающие учителя начинают «закручивать гайки» с первого урока: пресекая любое инакомыслие, обсуждение и личные отношения. На уроке у таких учителей психологически некомфортно, тяжело, таких учителей тихо ненавидят.

    Невыполнение обещаний

    Очень распространенная ошибка, но очень важная: по невнимательности, или из-за занятости или других причин учителя не выполняют собственные обещания. Раз-два, и дети перестают вам верить. Обещали сходить в кино? Сказали, что снизите оценку, если работа не будет сдана вовремя? Говорили, что позвоните родителям, если ученик еще раз опоздает на урок? Выполняйте! Или не говорите, или делайте — другого варианта нет. Разве что предоставить объективные причины, почему не смогли сделать обещание: например, заболели, отменили сеанс и т.д.

    Чрезмерная подготовка к уроку

    Многие учителя жалуются: ничего не успеваю, ложусь спать поздно, готовлюсь к урокам часами. Что-то здесь не так. Конечно, если вы работаете первый год и у вас все параллели, то подготовки очень много. Но если вы работаете не первый год, если у вас не так много предметов и параллелей, то как вы готовите один урок по несколько часов? Каждый урок? Необычные, очень продуманные, с массой заданий и дополнительных материалов уроки должны быть в арсенале учителя, но изобретать велосипед каждый урок, подходя к подготовке исключительно творчески и оригинально?... Так ли это необходимо? Насколько снизится эффективность обучения, если вы будете использовать учебник и методички? Стоит ли игра свеч? Или вы просто не умеете готовится к урокам, отвлекаетесь, или слабые знания, полученные в вузе, не дают готовиться к урокам быстро?

    Отсутствие планов урока, планов развития, профессиональных целей, системы оценки своей работы

    Конечно, «бумажки» сейчас всех «достали». Но ведь ваша личная профессиональная цель — это не бумажка для вышестоящей инстанции, анализ контрольной работы — тоже не методисту нужен. Как вы узнаете, есть ли успех в вашей работе и насколько хорошо вы учите, если у вас нет ни планов, ни целей, ни срезов, ни минимального анализа? В работе любого специалиста это должно быть, хотя бы «для себя», в свободной форме.

    Моя хата с краю

    Или: «Как мне платят, так я и работаю». «Им не нужно, мне тем более». Так не пойдет: вы пришли в школу, согласились с условиями, взяли ответственность, будьте добры, работайте: занимайтесь и обучением, и воспитанием, и неуспех ученика и его нежелание идти на ваш предмет и учить его — и ваша вина тоже. Как и успех ученика, и его любовь к предмету — ваша заслуга. Учитель — не вузовский преподаватель, монотонно читающий лекцию с листа, учитель должен учить, заинтересовывать, воспитывать. Да, не всегда удачно, не всегда получается, но нужно искать подходы и методы, нужно целенаправленно прилагать усилия к успеху своих учеников.

    Слишком сложная подача материала или, наоборот, необоснованное упрощение

    Давайте ребенку нагрузку по силам: чтобы не выл от наличия терминов вузовского уровня и не считал ваш предмет «легкотней», на котором нечего делать. Мозг должен трудиться: давайте средние по сложности задания и посложнее для тренировки мозга. Объясняйте незнакомые понятия и слова, учите сокращать слова при записи, учите «хитростям», упрощающим обучение: как легче запомнить иностранные слова, как быстрее перемножить числа, как проще запомнить формулу.

    Маятник — это штучка, подвешенная на ниточке и двигающаяся туда-сюда.

    Дети тоже люди

    И с ними нужно общаться уважительно, без шуток над именами и их ответами, чувствами и мнениями. Дети могут говорить и делать глупости, но это не повод не уважать их и смеяться.

    Профессиональная этика

    Никогда не обсуждайте и не осуждайте других учителей с детьми. Никогда не обсуждайте отсутствующего или присутствующего на занятии ребенка.

    Излишняя неуверенность или, наоборот, излишняя уверенность

    И тому, и другому не место в школе. Боитесь работать и дрожат коленки? Не знаете, что сказать детям и как показаться им на глаза? Не работайте в школе. А лучше подумайте о том, что привело вас в школу, о своем образовании, своих успехах, мечтах и идите к ним, к своим ученикам. Они ждут вас и готовы поверить вам и довериться вам. Вам уже доверили детей, класс, на вас положилось и руководство школы, и родители — значит, нужно идти и действовать. Нужно работать, и все получится.

    Есть только два мнения: мое и неправильное.

    Но не зазнавайтесь: излишняя самоуверенность, вера в свою непогрешимость и суперпрофессиональность, непризнание авторитетов — всему этому не место в работе учителя. Цените себя как профессионала, но будьте открыты миру педагогики: и старой школе, и новой, читайте, развивайтесь, экспериментируйте.

    Книги Алины Бикеевой для учителей и родителей:

    • А. Бикеева Настольная книга школьного учителя. Испытание школой: ребенок и учитель.
    • А. Бикеева Уроки психологии для школьного учителя. Советы усталому педагогу.
    • А. Бикеева Семья Особого Назначения, или рецепты позитивного родительствования на каждый день.
    • А. Бикеева Как стать феноменальным родителем и создать Семью Особого Назначения.
    • А. Бикеева Ребенок + взрослый. Рецепты общения, понимания, прощения.
    • А. Бикеева Взрослый + ребенок. Что посеешь, то и пожнешь.