Синедрион

1) С. - это высший правительств. и судебный орган у иудеев в послепленный период (ср. надпись на монете Маккавея Иоанна Гиркана; см. Деньги , II). Еще персы предоставили евреям право самостоят. осуществлять судебную власть (Езд 7:25 и след.; ср. 10:14) . Это право сохранялось за ними и позднее. Однако после 30 г. по Р.Х. права С. в отношении смертной казни были ограничены (Ин 18:31) . Отныне смертный приговор, вынесенный С., приводился в исполнение только по утверждении его рим. наместником. На практике же существовала возможность безнаказанно обойти это положение, как напр., в случае с незаконной казнью Стефана (Деян 7:57 и след.) . Поскольку С. по своей сути был религ. органом живущего в подчинении см. Закону иуд. общества, то его авторитет в новозаветный период распространялся не только на собственно евр. тер., но, видимо, и на иудеев, живших, напр., в Дамаске (Деян 9:1 и след.) ;
2) в состав С. входил 71 человек. Председательствовал на нем избранный на год первосвященник (см. Каиафа см. Ханания , 16). В С. также входили первосвященники, т.е. члены первосвященнич. семейств (см. Анна ; ср. Деян 4:6: Иоанн и Александр), см. Саддукеи и см. Фарисеи (Ин 7:45; Деян 23:6) . Саддукеи, как правило, поддерживали полит. линию первосвященника и были представлены в С. священниками; книжники и раввины, принадлежавшие по большей части к группе фарисеев, составляли оппозицию (см. Деян 23:9) . В числ. отношении фарисеи составляли большинство в С., но они были расколоты на два лагеря: одни из них принад-лежали к школе рабби Гиллеля, другие - к школе рабби Шаммая. Весь С. нередко обозначается в НЗ как "первосвященники со старейшинами и книжниками" (Мф 26:57; Мк 15:1; Лк 22:66) . Из членов С. в НЗ поименно названы см. Гамалиил (Деян 5:34) , Иосиф из Аримафеи (Мк 15:43; Лк 23:50 и след.) и Никодим (Ин 3:1; 7:50) . Был ли Савл из Тарса (Деян 7:58; 8:1; 9:1) полноправным членом С., неизвестно.


Библейская энциклопедия Брокгауза . Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Синедрион" в других словарях:

    - (греч. synedrion, от syn вместе, и hedra седалище). У евреев заседания, собрания совета; народные судилища, бывшие во всех городах, в особенности синедрион великий в Иерусалиме. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов… … Словарь иностранных слов русского языка

    Совет старейшин в древней Иудее (Ушаков) См. суд... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. синедрион ареопаг, суд, судилище, судебный совет Словарь русских сино … Словарь синонимов

    СИНЕДРИОН, синедриона, муж. (греч. synedrion). Совет старейшин в древней Иудеи, до падения Иерусалима выполнявший функции не только высшего религиозного учреждения у евреев, но и правительственного и судебного. || перен. Собрание, сборище (шутл.… … Толковый словарь Ушакова

    синедрион - СИНЕДРИОН, библ. – Верховное судилище (прим. авт.). … Кто же скажет брату своему «рака», подлежит синедриону, а кто скажет «безумный», подлежит геенне огненной, а кто скажет… (3. 268). См. Библ. энц. 649: Синедрионъ «под этим словом разумеется… … Словарь трилогии «Государева вотчина»

    Синедрион - (Sanhedrin, греч. synedrion совет), верховный суд в Иерусалиме (до 70 г. н.э.), во главе к ро го стоял первосвященник. Учрежден, вероятно, во 2 в. до н.э. При римлянах под его юрисдикцию подпадали гражд. и религ. дела; смертный приговор… … Всемирная история

    синедрион - синедрион. Допустимо произношение [синэдрион] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    У этого термина существуют и другие значения, см. Синедрион (значения). Заседание Великого Синедриона по американской энциклопедии 1883, сидели так, чтобы председатель видел всех Синедрион (ивр … Википедия

    - (греч. synedrion собрание, совещание; древнеевр. санхедрин), трибунал или коллегиальный судебный орган в древней Иудее. Термин использовался прежде всего в отношении верховного суда в Иерусалиме, а также судов низшей инстанции. Один из… … Энциклопедия Кольера

    Синедрион - слово греческое; еврейское санхедрин (Мат. 5:22) верховный суд в Иерусалиме, который, по Талмуду, являлся продолжением совета семидесяти, избранного Моисеем (Исх. 24:1; Исх. 11:16). В истории синедрион появляется со времени Маккавеев (совет… … Словарь библейских имен

    Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    синедрион - синедри’он (греч. совет, по Талмуду «бехдин» дом суда) (Мат.5:22 ; Мат.26:59 ; Мар.14:55 ; Мар.15:1 ; Лук.22:66 ; Деян.4:15 ; Деян.5:21 ,27,34,41; Деян.6:12 ,15; Деян.22:30 ; Деян.23:1 ,6,15,20,28; Деян.24:20) высшее судилище у евреев. Не… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

Книги

  • , Ф С Арфаксадов , Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии. В… Категория: Библиотековедение Издатель: ЁЁ Медиа , Производитель: ЁЁ Медиа ,
  • Иерусалимский Синедрион. Историко-археологическое исследование , Ф С Арфаксадов , Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии… Категория:

Синедрио́н (ивр. סנהדרין ‎, Санхедри́н ; греч. συνέδριον)

* * *

СИНЕДРИОН (греч. совет), иудейская верховная коллегия междузаветного периода, ведавшая религ. и юридич. вопросами. Время возникновения Синедриона точно не установлено. Иосиф Флавий упоминает о нем, лишь повествуя о событиях cep. 1 в. до н.э.

Само слово Синедрион греч. происхождения, что указывает на позднюю эпоху (евр. его транскрипция – Санхедрин). Как институту, ему предшествовал Совет старейшин, сложившийся в период Ездры и Неемии.

Иерусалимский Синедрион состоял из 70 или 72 членов (Талмуд, Мишна, Санх, 1,5,6); однако и в др. городах существовали свои Синедрионы. В нек-рых случаях созывались «Малые Синедрионы», состоявшие из 23 человек (вероятно, такой Синедрион и осудил Иисуса Христа).

Согласно Евангелиям, в Синедрион входили

а) «первосвященники»,
б) «старейшины» и
в) «книжники», т.е. представители высшего духовенства, политич. вожди и богословы.

Председателем Синедриона был первосвященник.

Нек-рое время в Синедрионе перевес имели фарисеи, но в евангел. эпоху саддукейская партия занимала там безусловно господствующую позицию (см. ст. Течения и секты). У фарисеев же был свой Совет богословов, наси (князем) к-рого назначался кто-либо из авторитетных учителей Закона (напр., Гиллель и Гамалиил).

Синедрион являлся судебным и политич. учреждением. В период господства римлян права его были ограничены; в частн. он не мог выносить смертные приговоры (Шаббат, 15a; ср.Ин 18:31).

Прот. Александр Мень. Словарь по библиологии

* * *

Синедрион — правящий орган иудейства до разрушения Иерусалима в 70 году п. Р. X. Он ведет свое начало с собрания священников и старейшин во времена персидского и греческого владычества и представляет из себя своего рода сенат (Ездр. 5,5.9 — 10; 6,7-8.14; Неем. 2,16; 5,7; 7,5; 1 Макк. 7,33; 12,6; 13,36; 14,20; 2 Макк. 1,10; 4,44; 11,27; 14,37). Он существовал при последних иудейских правителях (141 — 63 до Р.Х.), а в римский период он снова стал правящим советом с частично широкими полномочиями в вопросах политических и религиозных. Но все-таки, он не имел права выносить и приводить в исполнение смертный приговор (27,1-2.55-20; Иоан. 18,31-32; 19,6-11).

Во времена Христа синедрион весьма вероятно состоял из 71 члена, происходивших из трех различных группировок:

1. В большинстве из саддукейски настроенных священников (часто упоминаемых под общим названием первосященников).

2. Из светских начальников (старейшин).

3. И, наконец, из книжников, происходивших из фарисеев, которые были допущены туда только в последние 100 лет.

Председательствовал первосвященник. И тут также были сторонники Иисуса (Иосиф Аримафейский, один из старейшин, 27,57-60; Иоан. 19,38-42; Никодим, книжник из фарисеев (Иоан. 3, 1-12; 7,50-52; 19,38-42) и защитники христиан (равви Гамалиил, фарисей и учитель апостола Павла? Деян. 5,34-40; 22,3).

[Перед синедрионом (Мф., 26) // Пояснения на Новый Завет и Псалтирь под ред. Ф. Грюнцвайга и др.]

* * *

Заседания и решения Синедриона, упомянутые в Библии

1. Относительно Иисуса

  • решено казнить его → Ин 11:47-50
  • соглашение с Иудой, который предал Его → Мф 26:14-16 ; Мк 14:10,11 ; Лк 22:3-6
  • Иисус приговорен к смерти → Мф 26:57-66 ; Мк 14:53-64 ; Ин 18:12-14,19-24
  • просили Пилата поставить стражу у гробницы → Мф 27:62-65

2. Относительно апостолов

  • допрашивали Петра и Иоанна → Деян 4:5-17
  • запретили им проповедовать об Иисусе → Деян 4:18-21
  • допрашивали их во второй раз → Деян 5:27-40
  • били их → Деян 5:40,41
  • привели Стефана туда → Деян 6:12-7:56
  • решили убить Стефана → Деян 7:57,58
  • голосовали за казнь многих верующих → Деян 26:10
  • уполномочили Савла преследовать верующих в Дамаске → Деян 9:1,2
  • допрашивали Павла в Иерусалиме → Деян 22:30-23:9обвиняли Павла перед Феликсом → Деян 24:1-9
  • обвиняли Павла перед Фестом → Деян 25:6,7

[Тематический словарь NIV от IBS]

См. также:

Синедрион // Архим. Никифор. Библейская Энциклопедия.

Синедрион // Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона.

Арфаскадов Ф. Иерусалимский Синедрион. Историко-археологич. исследование, — Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1903.

Бернфельд С. Синедрион великий, ЕЭ, т.14.

Царевский А.А. Иудейский Синедрион и римские прокураторы в Иерусалиме во времена Христа Спасителя, СПб., 1899.

Подробное описание полномочий, процедур заседаний и других аспектов связанных с отправлением правосудия в иудаизме дано в трактате Санхедрин в четвертом разделе (Незики́н) Мишны, которая является составной частью .

Малый синедрион и Великий синедрион

В отличие от обычного суда из трёх человек, Малый синедрион из 23 человек имел право проводить уголовные процессы с казнью или поркой, смертный приговор требовал большинства не менее, чем в два голоса, и выносился обязательно наутро после завершения дела.

Множество нарочито строгих процессуальных требований делало смертный приговор довольно редким.

Существенным требованием для смертного приговора было наличие Великого синедриона при Храме.

В Иерусалиме существовал также Великий синедрион - высшее государственное учреждение (совет) и высший судебный институт иудеев, состоявший из 71 члена.

Прозелиты не допускались.

Член Синедриона не должен был также обладать увечьями, помимо Торы обязательно было знание языков, основ наук и ремёсел, а также обычаев астрологов и колдунов Председателем синедриона был «наси» (ивр. נשיא‎), созывавший собрания, им мог быть первосвященник.

Местом собрания был зал (Зал из тёсаных камней) при , но в особенных и крайних случаях собирались в доме «наси».

Места заседавших располагались в виде полуокружности, чтобы председательствующий мог видеть всех.

До покорения римлянами Синедриону принадлежало право жизни и смерти, но с этого времени власть его была ограничена: он мог произносить смертные приговоры, но для исполнения их требовалось согласие римского правителя.

Согласно Талмуду уже за сорок лет до разрушения Храма Синедрион покинул Храм, и казни прекратились, хотя поздний комментарий к Талмуду не исключает, что в отдельных случаях Синедрион возвращался на место.

Синедрион, по Талмудическому преданию 10 раз сменил место пребывания.

По Синедрион был восстановлен в уже не судилищем, а школой или академией Закона с законодательными функциями.

Известен, например, список постановлений Синедриона в городе Уша.

Последний глава Синедриона, Гамалиил VI, при Феодосии II был лишён всех прав, и с его смертью в 425 г. исчез последний след древнего Синедриона.

Обсуждению Синедриона подлежали важнейшие дела (менее важные решались в низших судилищах, которые были в многих городах), например вопросы о войне и мире, о замещении правительственных должностей, установление календаря, учреждения богослужебные, суждения о дееспособности священников, дело о ложном пророке, о расширении Иерусалима, перестройке Храма, суд над целым городом и т. п.

Влияние Синедриона простиралось и на царя.

Хотя о царе и говорится, что он не судим и не подлежит суду, но в принципе Синедрион удерживал свою судебную власть и касательно царя.

Без его согласия царь не мог начинать войны.

- (греч. synedrion, от syn вместе, и hedra седалище). У евреев заседания, собрания совета; народные судилища, бывшие во всех городах, в особенности синедрион великий в Иерусалиме. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов… … Словарь иностранных слов русского языка

Совет старейшин в древней Иудее (Ушаков) См. суд... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. синедрион ареопаг, суд, судилище, судебный совет Словарь русских сино … Словарь синонимов

СИНЕДРИОН, синедриона, муж. (греч. synedrion). Совет старейшин в древней Иудеи, до падения Иерусалима выполнявший функции не только высшего религиозного учреждения у евреев, но и правительственного и судебного. || перен. Собрание, сборище (шутл.… … Толковый словарь Ушакова

синедрион - СИНЕДРИОН, библ. – Верховное судилище (прим. авт.). … Кто же скажет брату своему «рака», подлежит синедриону, а кто скажет «безумный», подлежит геенне огненной, а кто скажет… (3. 268). См. Библ. энц. 649: Синедрионъ «под этим словом разумеется… … Словарь трилогии «Государева вотчина»

Синедрион - (Sanhedrin, греч. synedrion совет), верховный суд в Иерусалиме (до 70 г. н.э.), во главе к ро го стоял первосвященник. Учрежден, вероятно, во 2 в. до н.э. При римлянах под его юрисдикцию подпадали гражд. и религ. дела; смертный приговор… … Всемирная история

синедрион - синедрион. Допустимо произношение [синэдрион] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

- (греч. synedrion собрание, совещание; древнеевр. санхедрин), трибунал или коллегиальный судебный орган в древней Иудее. Термин использовался прежде всего в отношении верховного суда в Иерусалиме, а также судов низшей инстанции. Один из… … Энциклопедия Кольера

Синедрион - слово греческое; еврейское санхедрин (Мат. 5:22) верховный суд в Иерусалиме, который, по Талмуду, являлся продолжением совета семидесяти, избранного Моисеем (Исх. 24:1; Исх. 11:16). В истории синедрион появляется со времени Маккавеев (совет… … Словарь библейских имен

Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

синедрион - синедри’он (греч. совет, по Талмуду «бехдин» дом суда) (Мат.5:22 ; Мат.26:59 ; Мар.14:55 ; Мар.15:1 ; Лук.22:66 ; Деян.4:15 ; Деян.5:21 ,27,34,41; Деян.6:12 ,15; Деян.22:30 ; Деян.23:1 ,6,15,20,28; Деян.24:20) высшее судилище у евреев. Не… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

Греческое; еврейское - санхедрин (Мат. 5:22) - верховный суд в Иерусалиме, который, по Талмуду, являлся продолжением совета семидесяти, избранного Моисеем (Исх. 24:1; Исх. 11:16). В истории синедрион появляется со времени Маккавеев (совет старейшин 2 Макк. 1:10; 4:44), но Иосиф Флавий называет его именем синедрион только со времени Ирода. Из еврейского названия этого суда-санхедрин по сходству с греческим словом синедрион видно, что это учреждение возникло во времена владычества греков над израильтянами. Этот суд отличался от других учреждений подобного рода (как, например, суд Иосафата) тем, что он имел значительную административную власть и до некоторой степени являлся даже политической властью. Династия Птолемея, под власть которых после персидского периода подпала Палестина , представила внутреннее управление страной целиком в руки местных властей и довольствовалось признанием в Палестине своей власти и ежегодно аккуратно выплачиваемой податью. Синедрион состоял из первосвященников, старейшин и законников. К первой категории причислялись, кроме выбранного на этот год первосвященника, также бывшие первосвященники и начальники священнических чред (2 Пар. 36:14). По Талмуду, число членов синедриона было 70, с председателем, его помощником и некоторыми судебными служителями (Иоан. 18:22). По Иосифу Флавию и Новому Завету, избранный первосвященник был одновременно и председателем синедриона (Мат. 26:3; Деян. 5:17; 7:1; 23:2 и дал.). Среди членов находились фарисеи и саддукеи (Деян. 5:17,34; 23:6). Заседания синедриона происходили в особом зале, называемом Гаццит, в одном из дворов храма; в случае же крайней важности - во дворце первосвященника (Мат. 26:3). Синедрион, главным образом, разбирал дела, касающиеся религиозных вопросов, например, богохульства, отпадения от веры, лжеучений, а также, может быть, и противогосударственные преступления. Власть синедриона в религиозных вопросах простиралась далеко за пределы Иудеи , даже до самой Сирии, что можно видеть из Деян. 9:2. Согласно Талмуду, Синедрион потерял право выносить смертные приговоры за 40 лет до разрушения Иерусалима (срав. Иоан. 18:31). Неизвестно, продолжал ли он свое существование после этого времени. Этот синедрион допрашивал и осудил Иисуса (Мат. 26:59 и дал.; Map. 14:55; 15:1), перед этим судом предстали и апостолы (Деян. 4:1, 15; 5: 21); перед ним же Стефан свидетельствовал о Господе (Деян. 6:12,15). Талмуд упоминает также о низших судилищах, называемых синедрионами и состоявших из 23 членов - в городах, имевших более 120 жителей, а также о судилищах, состоявших только из 3 членов, которые разбирали менее важные дела. Но Иосиф Флавий ничего о том не говорит; он упоминает только о низших судилищах, состоявших из 7 членов. О правах этих последних мнения и сведения расходятся.