По форме главного члена
односоставного
предложения
делятся на две основные группы:
с главным членом – сказуемым,
с главным подлежащим.
Сравните: Вечереет. Вечер.
Односоставные предложения могут
быть нераспространёнными и
распространёнными.
Например: Морозит.
С утра
морозит. Вечер. Тихий вечер.

Односоставные предложения с главным членом – сказуемым:

Предложения
определённоличные
Предложения
неопределённоличные
Обобщенно-личные
Безличные предложения

Предложения определённо-личные

Сказуемое-глагол в форме
1-го лица ед. и мн. ч.
2-го лица ед. и мн. ч.
изъявительного
или
повелительного наклонения
(можно подставить
местоимения я, ты, мы, вы)

1) Люблю грозу в начале мая
2) Уходим завтра в море.
3) Не из Москвы ли будешь?
4)Чему
смеётесь?
Над
собой
смеётесь!
5) Выберите себе книгу по вкусу.
6) Пойдёмте в сад.
7)Давайте поработаем.
Определённо-личные
предложения
встречаются в живой разговорной речи.

Предложения неопределённо-личные

Сказуемое – глагол в форме
3-го лица множественного числа
настоящего или будущего времени
в
форме множественного числа прошедшего
времени
Например:
1) Что новенького в газете пишут?
2) В дверь постучались.
В таких предложениях важно само действие,
а не лица, которые его производят. Они мыслятся
неопределённо. Поэтому в таких предложениях
не бывает подлежащего.

Предложения обобщенно-личные

имеют значение обобщенного лица, т. е.
указывают
на
то,
что
действие
производится
всеми,
любим
лицом,
например:
1) Цыплят по осени считают
2) Бездонную бочку водой не наполнишь
3) Каких только птиц не увидишь в
весеннем лесу!
Особенно часто это значение имеют
сказуемые, выраженные глаголом в форме
2-3го
лица.
Многие
пословицы
представляют собой такие предложения.

Безличные предложения

Безличные предложения – это
односоставные
предложения
со
сказуемым, при котором нет и не может
быть подлежащего, например:
1) Уже совсем стемнело.
2) Скоро светать будет.
3) На дворе было тихо.
Сказуемое в безличном предложении
выражается следующими способами:

Простое глагольное сказуемое, выраженное

1) Безличным глаголом
2) Безличной формой
личного глагола
(прошедшее время
средний род)
3) Безличной формой
глагола быть в
отрицательных
предложениях; словом
нет
4) Неопределённой формой
глагола
Вечерами работалось
особенно хорошо. На
дворе вечереет.
Пахнет сеном над
лугами. (Майк.) Зажгло
грозою дерево (Н.)
Герасима уже не было на
дворе. (Т.) Сегодня же
меня здесь не будет. (Т.)
У меня нет линейки.
Вам не видать таких
сражений. (Л.) Быть
грозе великой. (П.)

Составное сказуемое, выраженное

ГЛАГОЛЬНОЕ
Безличным
вспомогательным
глаголом +
неопределённая форма
глагола
ИМЕННОЕ
Глаголом-связкой в
безличной форме +
именная часть (наречие
или краткое
страдательное причастие
в форме среднего рода)
1) Над вашим
предложением стоит
подумать.
2) Алёнке спать не
хотелось.
1) В этот час было совсем
тихо. (Л. Т.)
2) В избе жарко
натоплено.

Безличные
предложения
сообщают о различных состояниях
природы или людей и животных,
например: 1) На улице холодно. 2)
Мне холодно.
В
последнем
случае
в
предложении
обычно
бывает
дополнение в форме дательного
падежа, указывающего, кто именно
испытывает то или иное состояние.

Назывные предложения

Назывные предложения – это такие
односоставные предложения, которые
имеют один главный член –
подлежащее.
Они сообщают о том, что какое-нибудь
явление или предмет существует
(имеется) в настоящем, например:
1) Лес. Просека. 2) Весна!
С частицами вот,вон назывные
предложения
приобретают
указательное значение: Вот парадный
подъезд. (Н.)

Назывные
предложения
употребляются
преимущественно
в
художественной
литературе (поэзии и прозе), в газетных и
журнальных очерках и статьях. С их помощью
писатели и журналисты обычно в начале
своих произведений (или глав, частей) очень
лаконично и точно рисуют место и время
действия, пейзаж, обстановку, например:
1) Ночь. Землянка. Фитилёк разгореле.
2) Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле. (Ахм.)

Тренировочные упражнения.

1. Укажите, какие утверждения неверны.
а) В односоставных предложениях грамматическая основа
состоит из подлежащего или сказуемого.
б) В определенно-личных предложениях главный член
предложения выражен глагольной формой 1-го или 2го лица.
в) Безличными называются предложения, в которых
отсутствует подлежащее.
г) Определенно-личные и неопределенно-личные
предложения могут иметь обобщенное значение.

2. Укажите односоставные
предложения.
а) Идя по орехи, топчешь ногами ягоды.
б) Кругом все молчало.
в) Встречайте трепетную весну, люди земли.
г) Синее бездонное небо.
д) Многим не терпелось кинуться в бой.

3. Укажите вид односоставных предложений:
а) определенно-личное;
б) неопределенно-личное;
в) безличное;
г) обобщенно-личное;
д) назывное.
1. После драки кулаками не машут.
2. Ярмарка. Крещенский мороз.
3. От пруда потянуло холодом.
4. Но, бывало, бродишь по лесу и не видишь ни одного
птичьего гнезда.
5. Туши тура и кабана целиком жарили на огромных
вертелах, поворачивая то одним, то другим боком.

5.
Найдите
предложение,
строение
которого соответствует схеме: [безл.], и
[двусост.].
а) Спокойно дышит грудь и на душу находит
странная тревога. (И.Тургенев)
б) Ее обдало сильным теплым ласковым ветром и
что-то прошелестело рядом. (К.Паустовский)
в) Стоят в воде и в небе луны и пахнет донником
сухим.
г) Приближался конец мая и нас с сестрицей
перевели из детской в так называемую
столовую. (С.Аксаков)
(Знаки препинания не расставлены.)

Упражнение
1.
Перепишите
предложения,
найдите
грамматическую основу, определите тип односоставных
предложений, укажите, чем выражен главный член
предложения.
1.Стоном горю не поможешь.
2.Горит восток зарёю новой.
3.Зал украсили цветами.
4.Работаем не покладая рук.
5.Поёт зима, аукает.
6.Положи книгу на полку.
7.Вечерами нам рассказывают сказки.
8.Нет предела совершенству.
9.Утренняя свежесть.
10.С вечера всё спится.
11.Опять зима.
12.Хорошо бы сделать снежную горку.

Безличные предложения

Цель урока: создать условия для формирования понятия безличное предложение.

Задачи: 1. Формировать умение работать с информацией (структурировать, анализировать, обобщать)

2. Развивать навыки целеполагания, самоконтроля.

3. Дать представление о безличных предложениях, способах выражения сказуемого, закрепить полученные знания.

Оборудование:

    Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Начнём наш урок. Как часто мы произносим эти слова. А какова особенность этого предложения? (Односоставное, не имеет подлежащего )

Да, действительно, оно односоставное. И сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомиться с видами односоставных предложений.

    Актуализация знаний. Повторение изученного

Для начала повторим знания. На партах у вас лежат листы с заданиями к уроку. Обратитесь к первому заданию - игре «Крестики - нолики» и выполните его самостоятельно.

Задание 1.

1.Односоставные предложения употребляются только в разговорной речи.

2.В определённо-личных предложениях сказуемое выражается глаголом в форме 1-го и 2-го лица.

3.В неопределённо-личных предложениях сказуемое может быть выражено формой условного наклонения.

4.Предложение «Волка шапками не закидаешь» - неопределённо – личное.

5.Предложение «Мужайся, сердце, до конца» - определённо-личное

6. Предложение «Мороз крепкий» - односоставное назывное.

7. Предложение «За окном завьюжило» - двусоставное.

Обратимся к проверке (слайд 1). Почему последнее предложение не будет двусоставным? (В нём один главный член предложения – сказуемое)

3. Создание проблемной ситуации. Целеполагание.

Можете ли вы определить его вид?

1. Назовите грамматическую основу этого предложения. (завьюжило)

2. Какой это член предложения? (сказуемое). Назовите вид сказуемого (простое глагольное)

3. Что можем сказать о форме глагола? (3 л., ед.ч., ср.р, прош. вр.)

4. Попробуйте подобрать подлежащее к сказуемому. Что можете сказать? (невозможно подобрать подлежащее).

5. Как вы думаете, как называются такие предложения, в которых нет и не может быть подлежащего. (безличные)

6. Итак, какова тема нашего урока (Безличные предложения)

Запишем число, классная работа и тему урока.

7. Опираясь на тему урока, сформулируйте задачи урока. (узнать значение б/л предложений, способы выражения сказуемого, сферу употребления, роль в речи б/л предложений)

8. Выполните морфемный разбор слова «безличные». На что указывает приставка без- в этом слове. (Приставка указывает на отсутствие лица)

9. Как называются такие глаголы, обозначающие действие, у которого нет действующего лица? (безличные)

10. А какие глаголы называются безличными?

Вот вам «Вспоминай-ка» о безличных глаголах.

Открытие нового знания 1.

    Итак, чем же безличные предложения отличаются от уже изученных групп односоставных предложений? (в них действия совершаются без участия лица, т. е. сами по себе)

    Обратимся ко второму заданию на ваших карточках, к таблице 2. Выясним способы выражения сказуемого в безличных предложениях.

Сравним первые два предложения

В саду приятно пахнет сирень.

В саду приятно пахнет сиренью.

В саду приятно и спокойно.

    Чем отличаются эти предложения? (Первое предложение – двусоставное. Грамматическая основа - сирень пахнет)

    Что можем сказать о втором предложении? (предложение – односоставное со сказуемым пахнет)

    Укажите его вид. (простое глагольное)

    Является ли глагол «пахнет» в этом предложении безличным? (нет, т. е. это личный глагол)

5. Можно ли во втором предложении подобрать к сказуемому подлежащее? (нет)

6. Какой вывод можно сделать? (Сказуемое в безличном предложении может быть выражено личным глаголом в значении безличного).

Итак, первый вывод, который мы сейчас сделали о способе выражения сказуемого: сказуемое в безличном предложении может быть выражено чем? - безличным глаголом и личным глаголом в значении безличного. Но сказуемое в безличном предложении может быть выражено не только безличным глаголом или личным в значении безличного. Обратитесь к третьему предложению. Сейчас вы поработаете в группах и определите способы выражения сказуемого в б/л предложениях, найдёте соответствия.

Способ выражения сказуемого

1)В саду приятно пахнет сирень

2) В саду приятно пахнет сиренью. (3 л., ед. ч., наст.вр) сиренью.

3) В саду приятно и спокойно.

Неопределённая форма глагола

5) Герасима уже не было (ср.р. прош.вр) на дворе. У меня нет линейки.

Глаголом БЫТЬ в отрицательных предложениях, словом НЕТ

6) Над вашим предложением стоит подумать (буд.вр).

Хорошо бродить (наст.вр.) по зимнему лесу.

Безлич. вспом.глаг. + н.ф.глаг.

7) В этот час было совсем тихо.

В избе жарко натоплено.

Глагол связка в безл. форме+именная часть (кат. сост. Или краткое страд. Прич.)

Первичное закрепление через проговаривание (слайд 2)

Итак, каковы способы выражения сказуемого в безличном предложении? Проверяем. (В ходе проверки каждая группа дополняет сведения о способах выражения сказуемого информацией, сообщённой другими группами).

А сейчас докажите, что последнее предложение, встретившееся в игре «Крестики-нолики» является безличным. (Предложение Б/Л, т. к. сказуемое в этом предложении выражено глаголом в форме ср.р. прош. вр.)

Проверим правильность сделанных выводов, используя материал & 35 стр. 94

Хорошо, молодцы.

Отработка учебных действий. Закрепление изученного

Задание 2.

Выпишите безличные предложения. Укажите в них форму глагола -сказуемого.

Светало. Снежное поле порозовело от холодного солнца. Темнеет. Холодно. На селе светло и тихо. Радостно видеть дружные всходы. В это время позвонили в дверь. В комнате было темно.

Проверяем по цепочке

Светало (ср. р. прош.вр). Снежное поле порозовело от холодного солнца. Темнеет (3 л. ед. ч., наст.вр.). Было холодно (гл. связка + кат. сост.). На селе светло и тихо (кат. сост.). Радостно видеть (н.ф) дружные всходы. В это время позвонили в дверь. У меня нет сил.

Открытие нового знания 2

Безличные предложения могут объединяться в группы в зависимости от того, какие действия и состояния они обозначают. Давайте познакомимся с некоторыми смысловыми группами б/л предложений.

Сейчас перейдём к работе с текстами. У каждого ряда свой текст.

Текст 1.

Любуюсь красотой природы. Становится так хорошо, так радостно ! Сердце громко стучит и рвётся на простор. Хочется куда-то мчаться и лететь . В голове теснятся какие-то чудесные мысли. От этого захватывает дух . Хочется быть добрым , хорошим. (слайд 3)

Текст 2

На улице душно . Приближалась гроза. Тучи, плывущие по небу, делались все темнее. Цветы в истоме поникли нежными головками. Наконец вдали, точно рычание приближающегося зверя, стало слышно первый глухой раскат грома. Наступило мгновение томительного затишья, и вот глухо забарабанил дождь. В оранжерее потемнело . (СЛАЙД 4) (Текст художественного стиля, т.к. автор рисует картину природы перед дождём. Основная мысль - Безличные предложения помогают передать состояние природы.)

Текст 3

Ты бродил. И так хотелось,

Чтоб меня ты вспомнил вдруг.

Не пилось мне и не елось.

Не спалось и не сиделось,
Ни на что мне не гляделось,
Лишь на твой заречный луг.
(М.Исаковский)

Мне не спалось. Лошадей занесло. Я вышел из кибитки. Буран ещё продолжался, но с меньшей силою. Было так темно, что хоть глаза выколи. Хозяин встретил нас у ворот и ввёл меня в тесную, но довольно чистую горницу. Лучина освещала её. В избе было жарко натоплено. Хозяйки в доме не было. (СЛАЙД 5)

Первичное закрепление

Итак, какую роль играют безличные предложения в тексте. (Передают состояние человека, состояние окружающей среды). Более подробно на этом материале мы остановимся на следующем уроке.

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

А сейчас я попрошу вас поработать в парах и составить мини-рассказ (3-4 предложения) на тему «Зима». (спросить 2-3 человек)

Урок подходит к концу. Добились ли мы решения поставленных задач?

Рефлексия

Сейчас продолжите данные предложения

Д.З. на крточках

Оценочный лист

Ф.И.__________________________________________

На начало урока

На конец урока

находить двусоставные предложения

Находить односоставные предложения

Отличать односоставные предложения от двусоставных

Определять вид односоставных предложений

Находить односоставные безличные предложения

Определять признаки безличных предложений

Определять значение безличных предложений в тексте

Составлять текст с использованием безличных предложений

Газизова Гульнара Маратовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: НРМОБУ "Салымская СОШ № 1"
Населённый пункт: пос. Салым Нефтеюганский район Тюменская область ХМАО-Югра
Наименование материала: Урок русского языка
Тема: "Безличные предложения"
Дата публикации: 16.03.2017
Раздел: среднее образование

Урок русского языка в 8 классе на тему

«Безличные предложения»

Цели:

использовать воспитательный потенциал текста В.П.Астафьева при формировании понятия о

безличных предложениях.

Задачи учения:

находить безличные предложения по значению и структурным особенностям;

употреблять безличные предложения;

использовать синонимическую замену безличных предложений двусоставными.

Задачи обучения:

формировать понятие о безличных предложениях;

выявить способы выражения сказуемых в безличных предложениях;

определить роль безличных предложений в тексте.

Ход урока

Организационный этап.

Этап актуализации ранее изученного материала.

(перед каждым учеником на парте лежат оценочные листы, которые заполняются в начале и в

конце урока, и художественный текст В.П.Астафьева)

Какое сырое утро!

За окном мутно. Каплет с крыши. Каплет с черёмух. Окна залеплены серым снегом. Он

медленно сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает…

Как болят кости! Ах, как болят кости! Но надо вставать. Надо вставать и работать.

Наступило утро. В деревне уже выходят на работу. И мне надо работать.

Но как болят кости! И старые раны болят. Полежу ещё маленько, чуть - чуть…

ведь

заработал

право

полежать?

мало

чего

заработал!

подсчитывал? Надо вставать. Вставать! Вставать!

Всё то же сырое утро, нет, уже день, мутный, промозглый, родившийся из морока и

стыни. Всё так же каплет с черёмух. Мимо окон проехал дядя Фёдор на мокрой лошади к

ферме – он везёт вонючий силос.

Я вожу ручкой по бумаге. И дяде Феде, и лошади, и мне не хочется работать.

Учитель: Сегодня изучать новую тему мы будем на художественном тексте В.П.Астафьева.

(чтение текста учителем или заранее подготовленным учеником. Анализ текста

В каком стиле написан текст?

О чём этот текст?

Почему он так называется? Какова основная мысль текста?

Какая часть речи наиболее часто употребляется? (глаголы)

Почему такое обилие глаголов? (главное – передать действие)

А по составу, какие предложения в тексте? Назовите.

Учитель: Просмотрите первые четыре абзаца данного текста.

Какие предложения по своей структуре использует автор для

передачи основной мысли текста?

На какие две большие группы можно разделить их? Укажите эти

предложения и распределите их в таблице.

Двусоставные

Односоставные

Определённо-личные

Неопределённо-

личные

Окна залеплены серым

Полежу ещё маленько,

чуть-чуть.

В деревне уже выходят

на работу.

За окном мутно.

Он медленно сползает

по стеклу, лепится к

рамам, набухает.

Каплет с крыши.

Как болят кости!

Надо вставать.

Наступило утро.

И мне надо работать.

3 этап. Изучение нового материала (постановка задач и целей урока)

Чем схожи односоставные определённо-личные и неопределённо-

личные предложения?

Что характерно для предложений, составляющих другую группу?

Какие это предложения?

Каково их общее грамматическое значение? (все они простые,

распространённые, односоставные)

Учащиеся: (учитель должен подвести их к определённому ответу) Это

тоже односоставные

предложения и сообщают они о таком действии или состоянии, которое не может быть приписано

лицу, выраженному подлежащим.

Можно ли в этих предложениях ответить на вопрос в форме

именительного падежа, кто производит действие или кто

испытывает состояние, названное в предложении?

Учащиеся: Нет.

Учитель: Итак, о каких предложениях мы будем сегодня говорить? Какова тема нашего урока?

(Запись темы урока в тетради – БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ )

На что указывает приставка БЕЗ - ? (на отсутствие чего-либо )

Учитель: Возьмите оценочные листы и укажите, что вы знаете или не знаете на начало урока. Это

нам необходимо для того, чтобы определиться с задачами и решить их.

Учитель: Отталкиваясь от темы, сформулируйте задачи нашего урока. Что вы должны знать?

ЗАДАЧИ (закрыты на доске, постепенно открываются)

- значение безличных предложений

- особенности сказуемого в безличных предложениях

- роль в речи безличных предложений

Что обозначают безличные предложения?

Безличные

предложения

наиболее

употребительная

односоставных предложений. Безличные предложения позволяют в полной мере увидеть богатство

миниатюру

В.П.Астафьева,

почувствуете,

богатыми

возможностями

выражения

обладают

безличные

предложения.

Чем выражены сказуемые в этих предложениях? (При работе с

текстом вам поможет учебник-теория В.Бабайцевой параграф 183,

На доске должно появиться

Способы выражения сказуемого в безличных предложениях

1. Личным глаголом в значении безличного. Каплет с черёмух.

2. Словом состояния на – о (окружающей среды или человека). За окном мутно.

3. Возвратным глаголом в безличном значении. Мне не хочется работать.

4. Инфинитивом (модальное слово в сочетании с инфинитивом – надо, нужно, можно, возможно,

нельзя). Надо вставать. Встать.

Чем ещё может быть выражено сказуемое в безличных

предложениях? Обратитесь вновь к тексту.

5.Безличным глаголом.

6.Неизменяемой глагольной формой нет

7. Краткой формой причастия (страдательное, ср. рода с суф. – н -, - ен, - т -) (опережающее

задание в учебнике, если останется время.)

Задание: Составьте предложения, чтобы сказуемое в них было бы выражено отрицательным

словом, кратким причастием, безличным глаголом

Этап первичного закрепления.

(Выполняется дифференцированная работа по тексту. Задания для групп написаны на доске)

1 группа – Составить 2 односоставных предложения на тему: «Пейзаж». Выполните

синтаксический разбор одного из них.

2 группа - Выписать односоставные предложения. Определить их вид. Переконструировать

одно односоставное предложение в двусоставное.

3 группа – Выпишите из текста все односоставные предложения. Подчеркнуть основы

предложений.

Проверка выполненной работы.

Учитель: Как видно из проделанной работы, безличные предложения очень часты в языке

Астафьева.

Какова роль безличных предложений в речи?

Чем можно объяснить это?

(На доске появляется)

Роль в речи:

Выразительность предложений

Лаконичная форма

Используется для описания пейзажей, обстановки

Лиричное повествование

Оттенок стихийности

(С помощью безличных предложений

можно дать выразительную характеристику

физического

нравственного

состояния

человека.

Часто

безличные

предложения

Астафьев использует для описания пейзажей, обстановки, где происходят события, для

выражения

различных

оттенков

необходимости,

возможности

Безличные

предложения делают повествование более лиричным. С помощью них действию можно

придать оттенок стихийности.)

Подведение итогов урока

О чём вы узнали на уроке?

Как вы думаете, почему для данного урока я взяла текст

В.П.Астафьева?

Когда используются безличные предложения? (в тех случаях, когда

надо обратить внимание на действие, усилить его)

Что является сигналом безличности? (формы сказуемых)

Учитель: Посмотрите ещё раз на доску, на тему урока, возьмите оценочные листы и отметьте, что

получилось

выполнить

предстоит

поработать.

Насколько

достигнуты те задачи, которые мы ставили на начало урока?

(Заполнение оценочных листов)

Домашнее задание (дифференцированное)

3 группа – Учебник «Практика» упр. 217, заполнить таблицу упр. 219

2 группа - Из произведения «Ася» И.С.Тургенева (учебник литературы) выписать

односотавные предложения, указать вид односоставных предложений,

выполнить синтаксический разбор безличного предложения.

1 группа - Текст из 8-10 предложений, состоящий только из безличных предложений.

Указать способ выражения сказуемого.

Оценочный лист

Ф.И.________________________________________________

На начало урока

На конец урока

могу

не могу

могу

не могу

Н а х о д и т ь

д в у с о с т а в н ы е

предложения

Н а х о д и т ь

о д н о с о с т а в н ы е

предложения

О т л и ч а т ь

о д н о с о с т а в н ы е

предложения от двусоставных

Определять

односоставных

предложений

Н а х о д и т ь

о д н о с о с т а в н ы е

безличные предложения

Определять

признаки

Урок по теме «Безличные предложения» в 8 классе.

Цели урока.

- Образовательная (дать представление об односоставных безличных предложениях, научить отличать их от других типов односоставных предложений).

- Развивающая (создать условия для развития познавательных психических процессов учащихся, познавательной мотивации, умения работать в группе).

- Воспитательная (создать условия для развития эстетического вкуса учащихся, повышения культурного уровня через обращение к образцовым текстам художников слова)

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

Задание 1.

Распределите предложения по группам, установите соответствие.

Тип предложения

№ предложений

Двусоставное предложение

1) Москва, Москва!..люблю тебя как сын…(М.Ю.Лермонтов)

2) Тихо бреду вдоль пушистых решёток канала (М.Дудин)

3) Вдруг неожиданно все зажглось солнечными лучами.

5) Вдыхаешь запах морозной прохлады.

6) Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме.

7) В ту ночь никому не спалось.

8) Ведут ко мне коня.

9) В избе жарко натопили.

10) Нигде не дышится вольней родных лугов, родных полей.

Карточка-информатор для выполнения задания на 1 (базовом уровне).

Инструкция.

Если вы считаете, что недостаточно хорошо усвоили предыдущий материал, воспользуйтесь таблицей при выполнении задания.

Двусоставные Предложения Подлеж.+ сказуемое.

Односоставные предложения

с одним главным членом- сказуемым.

Определенно-личное

Неопределен

но-личное

Обобщенно-личные

В форме 1 и 2 лица

В форме 3 лица в наст. И буд.времени, в форме мн.ч. пр. вр.

Это опр-лич. И неопр-лич. Предложения, указывают, что действие производит любое лицо

Карточка-информатор для выполнения задания на 2 (репродуктивном уровне).

Если вы усвоили основные понятия, но вам необходима помощь, воспользуйтесь алгоритмом работы.

Алгоритм определения типов односоставных предложений.

1.Определяю основу предложения.

2.Основа имеет и подлежащее, и сказуемое - предложение двусоставное.

3. В предложении один главный член - предложение односоставное.

4.Смотрю, чем выражен главный член предложения.

Если можно подставить местоимение я, мы, ты, вы – предложение определенно-личное,

Если можно подставить местоимение он, они - предложение неопределенно-личное

Инструкция для учащихся, выполняющих задание на преобразовательном - 3 уровне.

Если вы чувствуете себя уверенно и хотите проверить свои знания, выполните задание самостоятельно.

Самопроверка.

Тип предложения

№ предложений

Двусоставное предложение

Определённо–личное предложение

Неопределённо-личное предложение

3.Фронтальная беседа с классом.

Вопросы.

Есть ли предложения, которые вы не определили ни в одну группу?

Попробуйте подставить в предложения подлежащие - личные местоимения.

Что получилось?

Вывод – предложения безличные – тема урока.

Определите цели, которые мы будем ставить, изучая данную тему.

Предлагаемые ответы.

Мы будем учиться отличать безличные предложения от других предложений.

4. Изучение нового материала.

Работа с текстом в исследовательских группах. Разноуровневые задания.

Цель: выявить значения, которые могут выражать безличные предложения.

Задание1 уровня. Установи соответствие.

Предложение

Значение, которое выражает безличное предложение

1) Пахло земляникой и грибами.

а) внутреннее состояние человека

2) Беспощадней огня нет врага.

б) состояние окружающей среды

3) Не было ни гроша, да вдруг алтын.

в) отрицание

4) У меня на сердце захолонуло!.

г) отсутствие чего-либо

Задание 2 уровня.

Заполните данную таблицу примерами из миниатюр В.Астафьева.

Безличные предложения о стихийных, неведомых силах

Безличные предложения о состоянии природы

Безличные предложения о состоянии человека (физическом или нравственном)

Безличные предложения о желательности, необходимости, преднамеренности и непреднамеренности осуществления действия

Выводы учеников - о группах безличных предложений по значению.

Стихийные явления, состояние природы:

Морозит. Вьюжит. Смеркалось.

К вечеру похолодало.

Состояние человека:

Мне думается. Тебе нездоровится?

Нам хорошо.

Долженствование, волеизъявление:

Необходимо запомнить.

Мне ехать.

Бытие:

Случалось.

Демонстрация слайда презентации «Значения безличных предложений».

2.Исследовательская работа с текстами в группах. Разноуровневые задания.

Цель: выявить способы выражения сказуемого в безличных предложениях.

Задания 1 уровня.

Установи соответствие.

Задания для 2 группы (2 уровня).

Инструкция.

1.Прочитайте текст.

2.Подчеркните грамматические основы в предложениях.

3.Найдите безличные предложения. Напишите над сказуемыми в этих предложениях, в какой форме они употреблены.

4.Заполните таблицу-схему «Способы выражения сказуемого в безличных предложениях».

Примеры

Пахнет снегом, высушенной травой и запоздалыми цветами. Запах густ, сладко-приторен и нежен. Сквозь мглу видно всё. Но трудно разобрать цвет и очертания предметов. Всходит луна, ночь становится бледной и тёмной. Мглы как не бывало. Воздух прозрачен и свеж. Можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна. (А. П. Чехов).

Проверка. Представление и защита таблицы «Способы выражения сказуемого в безличных односоставных предложениях».

Способы выражения сказуемого в безличных предложениях

Примеры

Глагол в 3-м лице настоящего времени.

Пахнет снегом, высушенной травой и запоздалыми цветами

Глагол в неопределённой форме

Но трудно разобрать цвет и очертания предметов.

Глагол в прошедшем времени, в среднем роде.

Мглы как не бывало.

Пахнет – глагол в 3-м лице настоящего времени.

Разобрать – глагол в неопределённой форме

Не бывало – глагол в прошедшем времени, в среднем роде.

Различить – глагол в неопределённой форме.

Задания для 3 группы (3-й уровень).

Заполните данную таблицу примерами из миниатюр В.Астафьева «Какое сырое утро!» и «Приветное слово».

Способы выражения сказуемого в безличных предложениях

Примеры

Инфинитивом

Представление и защита таблицы «Способы выражения сказуемого в безличных односоставных предложениях» учениками 3 группы.

Способы выражения сказуемого в безличных предложениях

Примеры

Безличным глаголом (как с суффиксом -ся, так и без него)

Вечереет. Мне нездоровится.

Личным глаголом в безличном значении

Пахнет сеном…

Инфинитивом

Да и мне не вернуть этих снов

Мне грустно…

Сочетанием глагола или слова категории состояния на -о с инфинитивом

Мне нужно действовать.

Отрицательным словом или конструкцией, выражающей отрицание

Уюта – нет! Покоя – нет!

Кратким страдательным причастием среднего рода с суффиксами -н-, -ен-, -т-

В комнате накурено.

4. Самостоятельная работа. Комплексный анализ текста.

Анализ – исследование миниатюры В.П.Астафьева «Тоска»

Вопросы, задания к тексту.

Докажите, что пред вами текст. Какова его тема?

Почему текст назван «Тоска»?

Какие вопросы поднимает в своей миниатюре писатель? О чём размышляет?

Все ли типы односоставных предложений представлены в тексте?

Какова функция безличных предложений? Что удаётся передать с помощью этих предложений?

5.Диагностика усвоенного.

Графический диктант (слайды презентации) с взаимопроверкой, позволяет вычленить проблемы.

Инструкция. Определите тип односоставного предложения или каждой из частей односоставного предложения.

1) С утра морозит.

2) В избе жарко натоплено.

3) В избе жарко натопили.

4) Вам не видать таких сражений!

5) Приготовьтесь к уроку.

6) Бездонную бочку водой не наполнишь.

7) В воздухе пахнет сосновой смолой.

8) Небо продолжало расчищаться, в лесу чуть-чуть светлело.

9) Иду, и легко мне дышится.

10) Дерево зажгло грозою.

6. Подведение итогов.

Задания и вопросы. Вернемся к заданию в начале урока. Допишете вместо знака вопроса в таблице тип односоставного предложения и впишите примеры в правую колонку таблицы.

Самопроверка.

Тип предложения

№ предложений

Двусоставное предложение

Определённо–личное предложение

Неопределённо-личное предложение

Безличные предложения

Фронтальная беседа с классом.

Что нового вы узнали на уроке?

Что было трудным?

Что понравилось?

Рефлексия.

Допишите предложения:

Сегодня на уроке я узнал …

В группе работать мне было…, потому что …

Помогал мне …

Мешал мне...

Больше всего мне понравилось…

Труднее всего было …

Домашнее задание.

Задание 1 уровня.

Выполнить упражнение по учебнику.

Задание 2 уровня.

Выписать строфы из поэтических текстов, где встречаются безличные предложения, определить их роль в тексте.

Задание 2 уровня.

Написать сочинение-миниатюру «Зимним утром» с употреблением безличных предложений.

План открытого урока

По русскому языку

В 8 «Г» классе

По теме: «Безличные предложения»

учитель: Ефанова Марина Николаевна

(методическая неделя)

(17.01.2017 г.)

Цель: создать условия для формирования понятия о безличном предложении

Задачи:

  • Формировать умение определять безличное предложение и характеризовать его.
  • Развивать память, речь, образное мышление.
  • Использовать воспитательный потенциал текста В.П.Астафьева при формировании понятия о безличных предложениях.
  • Совершенствовать речевые, орфографические и пунктуационные навыки.

Ход урока

1. Организационный этап.

(перед каждым учеником на парте лежат оценочные листы, которые заполняются в начале и в конце урока , и художественный текст В.П.Астафьева )

2. Изучение нового материала (постановка задач и целей урока )

– Назовите грамматические основы предложения и чем они выражены.

В избе жарко натоплено, и мне не спится.

Можно ли в этих предложениях ответить на вопрос в форме именительного падежа, кто производит действие или кто испытывает состояние, названное в предложении?

– Нет.

– Итак, о каких предложениях мы будем сегодня говорить? Какова тема нашего урока?
(Запись темы урока в тетради БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ )

– На что указывает приставка без - ? (На отсутствие чего-либо .)

– Отталкиваясь от темы, сформулируйте задачи нашего урока. Что вы должны знать?

– Задачи (постепенно открываются):

– узнать значение безличных предложений
– определить особенности сказуемого в безличных предложениях
– выяснить роль в речи безличных предложений

Какое сырое утро!

1. За окном мутно. 2. Каплет с крыши. 3. Каплет с черёмух. 4. Окна залеплены серым снегом. 5. Он медленно сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает…
6. Как болят кости! 7. Ах, как болят кости! 8. Но надо вставать. 9. Надо вставать и работать. 10. Мне нездоровится. 11. И нет сил.
12. Наступило утро. 13. В деревне уже выходят на работу. 14. И мне надо работать. 15. В избе жарко натоплено.
16. Но как болят кости! 17. И старые раны болят. 18. Полежу ещё маленько, чуть-чуть…
Я ведь заработал право полежать? Но мало ли кто и чего заработал! Кто подсчитывал? Надо вставать. Вставать! Вставать!
Я вожу ручкой по бумаге. Мне не хочется работать.

Учитель: Сегодня изучать новую тему мы будем на художественном тексте В.П.Астафьева. (заранее подготовленным учеником. Анализ текста

  • В каком стиле написан текст?
  • О чём этот текст?
  • Почему он так называется? Какова основная мысль текста?
  • Какая часть речи наиболее часто употребляется? (глаголы)
  • Почему такое обилие глаголов? (главное – передать действие)

А по составу, какие предложения в тексте? Назовите. (С помощью безличных предложений можно дать выразительную характеристику физического или нравственного состояния человека. Часто безличные предложения Астафьев использует для описания пейзажей, обстановки, где происходят события, для выражения различных оттенков – необходимости, возможности и т.п. Безличные предложения делают повествование более лиричным. С помощью них действию можно придать оттенок стихийности.)

– На какие две большие группы можно разделить предложения? Укажите эти предложения и напишите их номера в таблице.


Подписи к слайдам:

В избе жарко натоплено, и мне не спится.

Задачи: – узнать …………………….. – определить ………………. – выяснить ……………………

Какое сырое утро! 1. За окном мутно. 2. Каплет с крыши. 3. Каплет с черёмух. 4. Окна залеплены серым снегом. 5. Он медленно сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает… 6. Как болят кости! 7. Ах, как болят кости! 8. Но надо вставать. 9. Надо вставать и работать. 10. Мне нездоровится. 11. И нет сил. 12. Наступило утро. 13. В деревне уже выходят на работу. 14. И мне надо работать. 15. В избе жарко натоплено. 16. Но как болят кости! 17. И старые раны болят. 18. Полежу ещё маленько, чуть-чуть… Я ведь заработал право полежать? Но мало ли кто и чего заработал! Кто подсчитывал? Надо вставать. Вставать! Вставать! Я вожу ручкой по бумаге. Мне не хочется работать.

1. За окном мутно. 2. Каплет с крыши. 3. Но надо вставать. Надо вставать и работать. 4. Мне нездоровится. 5. И нет сил. 6. В избе жарко натоплено. 7. Мне не хочется работать.

Упражнение,225.Запишите,заменяя двусоставные предложения односоставными безличными. Комната была чистая и уютная. Море в это утро было теплое и приятное. Улица была пустынная и тихая. Ёлка в этом году была особенно весёлая, праздничная. Лекция была скучная. Вечер был интересный. Утро было сырое.

Домашнее задание: «Теория»- п.183 «Практика» упр. 217, заполнить таблицу упр. 219

Предварительный просмотр:

Оценочный лист

Ф.И.________________________________________________

На начало урока

На конец урока

могу

не могу

могу

не могу

Находить двусоставные предложения

Находить односоставные безличные предложения

Определять признаки безличных предложений

Находить односоставные предложения

Отличать односоставные предложения от двусоставных

Определять вид односоставных предложений